© 2021 - Все права защищены
Сегодня мобильные приложения приносят своим разработчикам целые состояния и всеобщее признание, а 20 лет назад это был лишь способ привлечь внимание к телефону.
В 1973 году компания Motorola разработала первый прототип мобильного аппарат.
В 1984 году в продаже появилась итоговая модель DynaTAC 8000X. Потребителей настолько поразила возможность всегда оставаться на связи при помощи портативного телефона, что в очередь на приобретение DynaTAC 8000X записывались тысячи человек.
В 1991 году на свет появился по сути первый карманный компьютер — Psion 3. Формально, они существовали и ранее (в частности, в том же году появился первый смартфон IBM Simon), но ограничивались лишь записной книжкой, калькулятором и часами. А вот Psion 3 обладал воистину безграничной функциональностью: на базе операционной системы EPOC был создан язык программирования OPL (Open Programming Language), позволяющий любому желающему создать своё приложение.
В те далёкие времена у Psion был, по сути, лишь один конкурент — Palm Pilot. Именно этот девайс не позволил Psion 4 выйти на рынок. А виной всему настоящий тачскрин и, главное, возможность создания приложений на С/С++.
Вот инструменты для работы с мобильными гаджетами того времени:
• WML (Wireless Markup Language) — язык разметки, разработанный для устройств с ограничениями, вызванными медленным интернетом, малым количеством оперативной памяти, размерами и качеством экрана. В сущности, это тот же HTML, но с более строгими требованиями по парности тегов и сильно урезанной функциональностью. Впервые был применен как раз в Palm Pilot.
• J2ME/JME, по аналогии с WML, представляет собой урезанную версию Java. Практически любой человек, имевший в начале 2000х «серьёзный» мобильный телефон, сталкивался с поиском приложений, написанных на J2ME.
Развитие
Ключевой период развития мобильных приложений, предвосхищающий современный, практически целиком и полностью связан с существованием системы Symbian. Symbian произошёл от платформы EPOC, в результате совместной работы Psion, Ericsson, Motorola и Nokia. Сотрудничество оказалось таким успешным, что к концу эпохи в 2009 году более 250 миллионов устройств работало на Symbian.
Основную лепту в развитие системы внесла Nokia. Symbian S60 под их руководством вырос в платформу, по мощности и наполненности сравнимую с современными. Кроме того, существовали вариации Symbian S40, S80, S90, и все они были практически несовместимы, что обостряло борьбу между мобильными компаниями, а пользователи часто становились приверженцами лишь одной марки телефонов.
При этом сам финский производитель на базе S60 периодически создавал дополнительные платформы для разработки игр и приложений, например, N-Gage. Первая попытка в 2003 году провалилась, зато вторая в 2008 году ознаменовала выход целой линейки мультимедийных устройств, ставших последней предсенсорной классикой.
Современный мир
Явление миру Apple iPhone, а также нежелание Nokia расставаться с наследием Symbian, предопределило новую противоборствующую группу платформ: iOS, Android, Windows Phone и BlackBerry OS.
iOS
Официально на свет система iOS (до 2010 года и запуска iPad носила название iPhone OS) появилась лишь в марте 2008 года, однако фактически существовала с начала 2007. Всё дело в том, что Apple первые полтора года бережно охраняли платформу от сторонних разработчиков, утверждая, что смартфоны работают на урезанной десктопной операционной системе. В 2008 году была выпущена бета-версия среды для разработки приложений — SDK (Software Development Kit).
ANDROID
Разработка Android началась в 2005 году: именно тогда Google купил молодую и амбициозную компанию Android Inc. Android основан на ядре Linux и виртуальной машине Java. Google сумел оперативно разработать и сразу дать всем желающим разработчикам практически неограниченные возможности для создания приложений — от Android Native Development Kit (портирование библиотек и компонент с множества языков) до OpenGL ES (работа с трёхмерной графикой).
Windows Mobile
Windows Mobile жила и процветала на рынке коммуникаторов и карманных компьютеров начиная с 2000 года, пока в конце десятилетия популярность сенсорных смартфонов с сопутствующими операционными системами не поставила Microsoft перед необходимостью создания достойного ответа.
Идея заключалось в том, чтобы взять от «старшего брата» всё лучшее, привязать к всё ещё вызывающим доверие телефонам Nokia, и тем самым привлечь разработчиков к освоению новой платформы. Этой цели служила Visual Studio Express, позволяющая создавать как узкоориентированные приложения, так и кроссплатформенные. Также WM предлагала разработчику инструменты Windows Bridge (портирование сторонних приложений), Expression Blend (веб-дизайн), XNA (игры), Silverlight (интернет-приложения).
Blackberry OS
BlackBerry OS — пожалуй, наименее развитая и наиболее близкая к вечному забвению мобильная операционная система. Первая версия была выпущена в 2009 году, но лишь пять лет спустя она стала по-настоящему стабильной и функциональной. Особый упор системы сделан на удобство пользования (многие интересные находки, вроде миниатюр, BB Hub, управления жестами были «внедрены» позднее в Android и iOS) и корпоративную безопасность.
Материал подготовил Ложкин Роман Александрович - педагог по направлению "Мобильная разработка".
г. Магнитогорск, пр-т Ленина, д. 38, корп. 3, этаж 3.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.